УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

01.09.2019

Методические рекомендации по развитию интонационных возможностей детей пятого года жизни.

17.01.2022

Дошкольники  пятого года жизни имеют навык восприятия интонации взрослого и передают ее в своей речи на простейшем уровне. Дети с речевыми нарушениями в основном подражают, хотя элементы самовыражения у них уже присутствуют. У таких детей  при чтении стихотворений, работе на занятиях при общении со взрослыми и сверстниками часто проявляется выраженный речевой дефект при сопутствующих негативных поведенческих реакциях. Это осложняет процесс общей коррекционно-развивающей работы над формированием интонационной выразительности.

   Работу по развитию эмоциональной выразительности и содержательной речи целесообразно проводить не только на занятиях в детском саду, но  и дома, в знакомой и комфортной для ребенка обстановке. Это могут быть специально организованные занятия, прогулки, беседы, наблюдения, эмоциональные рассказы взрослого и ребенка. Необходимо включать  в работу задания на развитие эмоциональной сферы, игровые упражнения на развитие  артикуляционного аппарата и  речевого дыхания.

    Чтение стихотворений , потешек, текстов необходимо сопровождать показом ярких картинок, развивая зрительное и сенсорное восприятие. Желательно включать хорошо знакомые детям литературные произведения. Очень активизируют детей этого возраста  задания на развитие эмоциональной сферы: игровые моменты, элементы новизны и перевоплощения.

    С детьми пятого года жизни необходимо  повторение изученного материала. При закреплении полученных ранее знаний дети раскрепощаются становятся непосредственными, проявляют свои личностные свойства и особенности характера, что немаловажно для общего развития ребенка.

   Особое внимание следует уделять заучиванию  стихотворного текста, при этом отрабатывать развитие мимики и пантомимики. Необходимо  обращать внимание на детей  гиперактивных, гипоактивных, заикающихся. Например, в работе с заикающимися детьми применяется такой прием: медленно нараспев проговорить каждую фразу в стихотворении. Для плаксивых детей- максимум тактильного контакта, положительных эмоций, быстрое переключение на другую деятельность.

   При негативных поведенческих проявлениях: внезапный плач, уход ребенка из зоны обучения, отказ от занятий необходимо  экстренно  переключить внимание ребенка на  интересующий его вид деятельности. Главное  - чувствовать ребенка, понимать его эмоциональное состояние,  применять комплексный подход к развитию выразительности речи.

ЧТО ТАКОЕ АДЕНОИДЫ?...

20.12.2021

Аденоиды - увеличенное образование лимфоидной ткани, которая составляет основу носоглоточной миндалины. Может возникать также в сочетании с увеличением небных миндалин. Чаще всего у детей возрастом 3-10 лет данная ткань разрастается, что вызывает затруднения при дыхании, снижение слуха, храп. При этом аденоиды становятся благоприятной средой для размножения бактерий и вирусов. Основным симптомом аденоидов является труднолечимый насморк, заложенность носа и разговор "в нос", дыхание ртом, храп, т.е. при разрастании аденоидов происходит нарушение носового дыхания. Если аденоиды начались в очень раннем возрасте, то изменение способа дыхания может привести к изменению роста скелета лица.

Последствия аденоидов:

  1. Нарушается развитие лицевых костей.
  2. Нарушается физиология среднего уха.
  3. Учащается регулярность простудных заболеваний.
  4. Аденоиды становятся "домом" для различных возбудителей.
  5. Недостаточное получение кислорода.
  6. Нарушения в среднем ухе и воспалительный процессы в нем.
  7. Воспаление дыхательных путей.
  8. Нарушается развитие речи.

Известно, что носоглотка и околоносовые пазухи в нормальных условиях являются основными резонаторами звука, который образуется и поступает из гортани. Затруднение носового дыхания, обусловленное аденоидами и синуситами, непосредственно влияет и на развитие речи ребенка, в частности, на формирование звуков, которые представляются нечеткими, плохо разборчивыми. При воспалении в выше указанных отделах верхних дыхательных путей, звук становится приглушенным, приобретает носовой оттенок. Это происходит за счет уменьшения объема воздуха в носоглотке и околоносовых пазухах. Возможно возникновение заикания. Выявленные изменения и установленная связь с заболеваниями носоглотки и пазух требуют применения соответствующих лечебных приемов. Только после восстановления нормального состояния ЛОР-органов целесообразны различные логопедические занятия по коррекции речи.




Использование современных информационных технологий на логопедических занятиях.

16.02.2022

Занимаясь с детьми,   необходимо  максимально использовать все  известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения. Одним из основных направлений информатизации современного образования является использование компьютерных технологий, как метод эффективного воздействия на психо- речевое развитие детей – логопатов. Поэтому логопедические занятия нельзя представить без применения компьютерных технологий. При условии того, что эффективность коррекционного процесса достигается путем успешного сочетания компьютерных технологий с традиционными методами обучения. Использование компьютерных презентаций делает процесс  коррекции продуктивным и занимательным как для педагога, так и для детей. Методика способствует успешному усвоению лексико-грамматической, фонетической структур речи. Повышает уровень мотивации  детей к коррекционно-развивающим занятиям. Эффективность логопедической работы повышается при использовании различных наглядных материалов, но современного ребенка дошкольного возраста, слишком рано включенного в аудио- и видео среду, невозможно привлечь и удивить традиционными средствами наглядности - картинками, игрушками, разрезными картинками, складными кубиками. Ребенок, знакомый с компьютером, компьютерными играми, требует при организации логопедического занятия особого внимания и особых средств воздействия.
     Компьютерные презентации способны оживить этот процесс за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внести в него элементы игры. Кроме того, ребенок видит, сколько осталось до конца выполнения задания, а, как известно легче справиться с работой, если знаешь, когда она закончится. Если задания подобраны с учетом зоны актуального и ближайшего развития ребенка, то выполнение их ему, хоть и с трудом, но доступно. Поэтому, при виде наглядного результата своих усилий, у ребенка повышается самооценка, снижается неуверенность, боязнь ошибиться, тревожность.

Применяя компьютерные технологии на логопедических занятиях,  решаются  следующие задачи:

  1. Формирование психологической готовности к обучению в школе
  2. Формирование способности принимать решения
  3. Формирование интереса к игровой и к учебной деятельности
  4. Формирование мотивационной готовности к деятельности
  5. Развитие волевых качеств
  6. Развитие произвольной моторики пальцев рук

Санитарно-эпидемиологические требования к занятиям с использованием компьютера ( СанПина 2.4.1.2660-10  2011г. Пункт 12.21).

      Занятие с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет – 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2-х недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет – до 10 минут.

      Для снижения утомляемости детей на занятиях с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиеническую организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога.


Консультация для родителей «Весело играем – свою речь развиваем…»

22.03.2022

Известно, что дефекты произношения малыша обычно не беспокоят родителей. Их даже умиляют отдельные «лепетные» слова, они сами повторяют смешные детские словечки.

Время идет, речь постепенно исправляется.

Но всегда ли? К сожалению, нет.

Что больше всего любит делать ваш малыш?

Конечно же, играть. Существует множество игр, которые непосредственно влияют на развитие речи ребенка. Вот некоторые из них…

Игры с пальчиками

Такие игры известны с давних времен.

 В любой русской семье мама или няня сажала малыша на колени, брала его ручку в свою и, загибая пальчики, приговаривала:

Сорока-белобока дрова собирала,
 
Печку топила, кашу варила,
 
Деток кормила.
 
Этому дала, этому дала, этому дала...
 
А этому не дала:
 
Он дрова не колол,
 
Печку не топил,
 
Кашу не варил...

Народ сочинил множество подобных коротких приговорок, многие из которых и сейчас используются в работе с младшими дошкольниками. Существует немало сборников текстов для пальчиковых игр.

Лепка

Почти любая ручная работа в итоге приводит к тренировке мускулатуры и координации движений рук, а значит, косвенно готовит ребенка к письму.

Мы много раз убеждались: как бы взрослые ни старались объяснить или даже показать малышу, как правильно вылепить из глины или пластилина какую-нибудь фигурку, без их помощи он почти никогда не справляется с заданием. Лучшее, что он создает, это шарик или колбаска.

Но и данная работа совсем не бесполезна. На глиняный шарик можно надавить пальчиком, который потом будет участвовать в письме, а колбаску сделать тоненькой, раскатывая сразу двумя важными для письма пальцами.

Так что лепка — дело весьма полезное. А чтобы она имела еще и «хозяйственный» эффект, можно предложить детям лепить посуду.

Кто знает, может быть, рука древнего человека развивалась именно благодаря необходимости лепить глиняные сосуды — амфоры, чаши, вазы, плошки, кувшины. (Заметьте, сколько новых слов появляется в лексиконе малыша!)

Глиняный шарик надо разминать пальцами, продавливать в нем ямку, делать тонкими «стенки», чтобы получилась настоящая чашка или кастрюлька.

Вся эта замечательная работа косвенным образом служит самому главному, к чему без карандаша и бумаги готовится рука ребенка, — умению писать.

Штриховки

Также для развития мелкой моторики можно использовать различные штриховки как предметных, так и сюжетных картинок. Очень действенным будет метод обведения картинок по контуру, дорисовывание предметов.

Рисунки на песке

Рисунки на песке являются наиболее интересным занятием для детей. Они могут рисовать на песке любые сюжеты, чертить геометрические фигуры, писать буквы и цифры.

Итакдорогие мамы и папы, дедушки и бабушки, играйте с вашим ребенком в такие игры и развивайте его речь!

   

Консультация "Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

12.04.2022

В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого и речевого развития.

       Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вниманию нетрадиционную технологию работы – Су-Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Она является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер ребенка.

      Данная технология – достижение восточной медицины. Разработана она южно - корейским профессором Пак Чже Ву. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом.

      На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов.

   Упражнения с использованием Су-Джок развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать непосредственно образовательную деятельность интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт для детей вовремя непосредственно образовательной деятельности.

      В своей практике я применяю Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.

    На кистях рук имеются точки, которые взаимосвязаны с различными зонами коры головного мозга. Поэтому, определив зоны соответствия речеобразующих органов и систем, можно воздействовать на них с целью профилактики и коррекции речевых нарушений. За речь у человека отвечают, главным образом, две зоны, находящиеся в коре головного мозга — это зона Вернике, которая отвечает за восприятие речи. И зона Брока, отвечающая за экспрессивную речь – произнесение звуков самим человеком.

       Из этого следует, что для стимуляции речевого развития воздействовать надо на точки соответствия головному мозгу. По теории Су-Джок, это верхние фаланги пальцев. И при массаже Су-Джок шариком особое внимание нужно уделять именно этим участкам кисти руки, но в тоже время, воздействие на точки соответствия других органов благотворно влияет на самочувствие, приводит в тонус организм, поднимает настроение и, следовательно, достигается дополнительный благотворный эффект от массажа

          Приемы работы Су – Джок массажером:

1. Массаж специальным шариком.

2. Массаж эластичным кольцом. Пружинные кольца надеваются на пальчики ребенка и прокатываются по ним, массируя каждый палец до его покраснения и появления ощущения тепла.

Формы работы с детьми:

          1. Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су-Джок шарика – уникальное средство для развития речи ребенка.

       С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

    Ежик колет нам ладошки,

    Поиграем с ним немножко.Хочу такой сайт

    Ежик нам ладошки колет –

    Ручки к школе нам готовит.

    Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)

    Покатаем и потрем. (Прокатываем между ладошек) 

    Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)

    И иголки посчитаем. (Пальчиками мнем иголки мячика)

    Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

    Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

    И немножко покатаем… (катаем мячик)

    Потом ручку поменяем (меняем руки)

       Массировать следует не только кончики пальцев, но и всю поверхность ладони. Это могут быть круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.

        При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, сначала на правой, затем на левой руке, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

         2.Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков.

    Чтобы процесс массажа не показался детям скучным, используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи.

      3. Использование Су–Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий.

    Упражнение «Один-много». Педагог: «Я прокатываю вам «чудо-шарик» по столу, называя предмет в единственном числе. А вы, поймав ладонью шарик, откатываете его назад, называя существительные во множественном числе».

Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот».

      4.Использование Су-Джок шаров для развития памяти и внимания.

 Выполнение инструкций:

- Наденьте колечко на мизинец правой руки.

- Возьмите шарик в правую руку и спрячьте за спину.

- Закройте глаза, я надену колечко на любой палец, а вы должны назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

    5.Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов. (На столе коробка. Ребенок сначала выполняет инструкции педагога, а затем отвечает на вопросы).

- Положи красный шарик в коробку, синий – под коробку; зеленый – около коробки;

- Куда я положила зеленый шарик? (В коробку)

- Откуда я достала красный шарик? (Из коробки) и т. д.

Это лишь некоторые примеры использования Су-Джок терапии.

       Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению совместной деятельности педагога и детей в детском саду.

18.05.2023

Просмотров всего: , сегодня:

22.08.2022

Просмотров всего: , сегодня:

16.02.2022

Screenshot_2022-02-14-23-06-01_2.png

Просмотров всего: , сегодня:

23.11.2021

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».