25.04.2023
Большое внимание приобретает связная речь среди
навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития ребенка и получения
им знаний в учебе в школе. Поскольку речь является средством общения,
формирования мысли и, взаимодействия с окружающими.
Умения и навыки связной речи не
развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того
уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в
школе.
В современных условиях, при напряженном
ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало
внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате
"вопрос — ответ". Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то
взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл
его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические
ошибки.
В результате к моменту поступления в
школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно
сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих
мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.
Как же могут родители помочь своему
ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи?
Использовать можно все, что видит ребенок
вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно
направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали.
Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: "Какого цвета?
Из чего сделан предмет? Какой величины?" Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также
ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов "ширина",
"высота", "длина", "высокий", "низкий".
Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить
для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно
изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем
похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем
сходные признаки.
Таким образом, называя самые разные признаки
предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.
Примеры игр и упражнений, которые могут
использовать родители в домашних условиях.
Упражнения и игры в
домашних условиях
Упражнение
"Диалог"
Исследование коммуникативной функции, возможностей
использовании речи, как средства общения.
Старайтесь стимулировать ребенка вступать
с вами в диалог. Для этого, задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд
в расчете на то, что малыш ответит. Например, возможен такой диалог:
Взрослый: Принеси, пожалуйста, кубик. Что ты принес?
Ребенок: Кубик.
Взрослый: Дай кубик. Что ты дал?
Ребенок: Кубик.
Взрослый: Лови кубик! Что ты поймал?
Ребенок: Кубик.
Взрослый: Молодец!
Игра "Что мы видим
во дворе?"
Вместе с ребенком посмотрите в окно.
Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что
видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.
Например: "Я вижу дом. Возле дома
стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках
листочки". Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими
вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий?". Игра способствует
развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса.
Упражнение "Давай поговорим"
Является обычной беседой на бытовые темы.
Инструкция. Я задаю вопросы, а ты
отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты
сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься
со мной?
В зависимости от активности ребенка его
участие может быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые
ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику
вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не
связанные с общей темой.
Упражнение "Назови действие"
Ребёнок называет слова, обозначающие
действия.
Вам понадобится картинный материал и
вопросы.
Ребёнку задают вопросы:
- Что делает ветерок? (Ласкает, напевает,
дует, шумит).
Какими словами можно сказать о том, что
делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает).
Что делает щенок?
Что делает птичка?
Упражнение "Повтори
скороговорку"
Скороговорки являются эффективным
средством развития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой
артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.
Упражнение " Выучи
стихотворение"
Разучивание стихов является средством
закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса,
развития речи.
Все дети любят слушать стихи, стараются
их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности
ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно
разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и
зрительную память.
Игра "Угадай по описанию"
Для начала следует предложить ребёнку
послушать описание и отгадать, что именно мы описываем. Например, лимон:
"Этот фрукт желтого цвета. По форме он слегка продолговатый, на ощупь —
шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее".
Затем можно предложить ребёнку описать
его любимую игрушку, животное в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит
ваша очередь угадывать, что или кого именно описывает ребёнок.
Упражнение "Рисуем словами"
Мы должны рассказать ребёнку, что любое
описание строится по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем
следует описать его самые главные, наиболее очевидные, признаки (вид, материал,
форму, цвет, предназначение), затем можно описать признаки второстепенные, не
очень важные; и наконец, дать оценка описываемого предмета.
Объясните ребенку, что таким образом, с
помощью слов, мы словно "рисуем" этот предмет. И предложите
"нарисовать" словесный портрет какого-нибудь предмета.
Игра "А что было дальше?"
В условиях семьи нужно как можно больше
внимания уделять формированию самостоятельной связной речи. Например, можно
предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе
с ним, по очереди:
— Жила-была девочка Маша. Летом Маша
отдыхала у бабушки на даче.
— Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами.
Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по
сторонам.
— Вдруг слышит — за кустами что-то шуршит
и топает!
— Маша спросила "Кто тут?" (Что
было дальше?)
Как мы видим, ежедневное общение
родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной
речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и
родительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.
Рекомендации
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо
соблюдать несколько условий.
ü Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития!
Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал
должны соответствовать его возрасту.
ü В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с
ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не
забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте,
непременно объясните малышу.
ü Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте
также уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит
ü развитие ребенка.
ü Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь
указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно
осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично
поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
ü Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит
тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
ü Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте
проверить: понятен ли ему ваш ответ?
Желаю успехов!
Грачова А.А.,
учитель- логопед
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.04.2023
Дата обновления: 18.05.2023
Дата публикации: 25.04.2023