14.10.2020
«Детский совет» - это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на «субъект -субъектном» подходе, именно детям принадлежит роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых.
Технология «детский совет» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО.
«Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы.
Нормативно-правовые основы для развития культуры участия (соучастия)
-Закон «Об образовании в Российской Федерации» статья 12. п.1. «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.
-«Конвенция о правах ребенка» статья 8. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности…, статья 12. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка.
-ФГОС ДО «3.2.5.Условия, необходимые для создание социальной ситуации развития детей… предполагают:
1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через :
3) создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
4) создание условий для принятиями детьми решений ,выражении своих чувств и мыслей.
Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор.
Структура совета:
-Приветствие (пожелания, комплименты, подарки).
-Игра (пение, слушание)
-Обмен новостями( достижения детей, радостные события ребенка).
-Планирование дня (выбор темы проекта, идеи детей).
Цели и задачи детского совета :
Для взрослых
- создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;
- создать условия для межличностного и познавательно- делового общения
-развивать навыки ведения коммуникации, планирования собственной деятельности;
- вместе выбрать тему нового проекта, определить направленность событий (составить интеллект-карту);
-развивать навыки культурного общения, приветствия, комплименты);
-развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределить роли и обязанности;
-подвести итоги реализованного проекта.
Для детей
-учиться объяснять словами свое эмоциональное состояние, учиться выражению, обоснованию и отстаиванию собственной точки зрения (ощущений, потребностей, интересов, желаний и мнений);
-учиться выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;
- учиться формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения. Выбрать тему нового проекта, подвести итоги проекта;
-учиться пойти навстречу друг другу, найти компромисс и совместно прийти к решению;
- учиться планировать свою деятельность.
Как мы организовали «детский совет»?
Во-первых, освободили развивающую предметно-пространственную среду: сделали уютный уголок, где можно доверительно общаться.
Родители каждому ребенку принесли подушки, чтобы детям было комфортно сидеть на полу.
Как работает «детский совет»?
«Детский совет» проходит утром - в начале образовательной деятельности и вечером - в завершении. Однозначно закрепленной структуры детского совета нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать
К таким смысловым частям можно отнести:
1. Приветствие. Дети приветствуют друг друга, говорят о том как приятно видеть своих друзей, что помогает устанавливать дружественный, уважительный стиль отношения между детьми.
Приветствие может быть разным, стихи, потешки, песенки: «Какой чудесный день…», «Дружба крепкая», «Что такое доброта», «Улыбка».
2. Игра ( хороводные «Колпачок», « Шел король по лесу»,
« У Маланьи, у старушки »…); Речевые игры( « Я знаю пять животных России..», « Назови слово на звук «а», «Кузовок»..
3. Обмен новостями.
Это очень важная часть. Как правило дети стремятся к общению со взрослыми. Большинство из них приходят в детский сад с огромным карманом новостей, которые переполняют ребенка и побуждают вступить в диалог.
Очень важно педагогу внимательно выслушивать, понимать информационный посыл и правильно реагировать на него. На «детском совете» могут быть заданы такие вопросы:
- какое у вас настроение?
- у кого утро доброе?
- кто хочет поделиться новостями? (радостными и грустными);
-рассказать о своих достижениях (Аня Ч. участвует в соревнованиях по танцам, приносит грамоты в группу, мы с детьми посматриваем выступления Ани на соревнованиях).
Обмен новостями - эта часть, пожалуй, наиболее насыщена содержанием.
Вся наша жизнь — обмен информацией о чувствах, представлениях, желаниях, планах. Как понять строй мыслей другого человека?
Нужно, чтобы он говорил. Обмен новостями позволяет слышать друг друга, слышать разных людей, отличающихся не только по характеру, темпераменту, интересам, но и по способу выражения мысли, по темпу и стилю речи.
В процессе беседы самым естественным образом формируются коммуникативные навыки, то, без чего нельзя успешно общаться и учиться: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать своё суждение. Мы чаще всего безуспешно учим этому детей на специальных занятиях, на придуманных взрослыми темах.
В данном случае лёгкость и естественность высказываний обеспечиваются тем, что темы разговора выбираются самими детьми. В выборе информации они свободны, поэтому разговор становится открытым и искренним, что стимулирует участников к этому занятию.
4. Планирование дня.
В течение этого этапа детского совета дети делятся информацией, обсуждая те вопросы и темы, которые являются важнее для детей.
Темы проектов возникали на утреннем сборе, Дети приносят журналы, энциклопедии, новые игры.
Рождаются новые проект, которые предлагают сами дети: Никита предложил научить детей отбивать мяч, Аня прыгать на скакалке, Кирилл принес опыт и показал детям, и т.д.
«Детский совет» предоставляет возможность стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий. Тема выбрана.
Выявление инициатив и образовательных запросов детей. Выявить инициативы и образовательные запросы детей поможет понимание того, что дети знают, а что хотят узнать ком -либо или чем-либо.
В этом нам помогает «модель четырех вопросов», модификация «модели трех вопросов» Л.В. Свирской.
Таким образом с помощью технологии детский совет, можно не только развивать эмоционально-волевую сферу детей, повышать их двигательную активность, способствовать сплочению детского коллектива ,но и сферу коммуникации.