Детский совет

14.10.2020

 «Детский совет» -  это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе,  основанном  на «субъект убъектном» подходе, именно детям принадлежит роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых.

     Технология «детский совет» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, что  позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО.

     «Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы.

      Нормативно-правовые основы для развития культуры   участия (соучастия)

-Закон «Об образовании в Российской Федерации» статья 12. п.1. «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.

-«Конвенция о правах ребенка» статья 8. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности…, статья 12. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои  собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка.

-ФГОС ДО   «3.2.5.Условия, необходимые для создание социальной ситуации развития детей… предполагают:

    1) уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

   2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через :

   3) создание условий для свободного выбора детьми деятельности,  участников совместной деятельности;

    4) создание условий для принятиями детьми решений  ,выражении своих чувств и мыслей.

       Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор.

Структура совета:

-Приветствие (пожелания, комплименты, подарки).

-Игра (пение, слушание)

-Обмен новостями( достижения детей, радостные события ребенка).

-Планирование дня (выбор темы проекта, идеи детей).

  Цели и задачи детского совета :

              Для взрослых

- создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;

- создать условия для межличностного  и познавательно- делового общения

-развивать навыки ведения коммуникации, планирования собственной деятельности;

- вместе выбрать тему нового проекта, определить направленность событий (составить интеллект-карту);

-развивать навыки культурного общения, приветствия, комплименты);

-развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределить роли и обязанности;

-подвести итоги реализованного проекта.

            Для детей

-учиться объяснять словами свое эмоциональное состояние, учиться выражению, обоснованию  и отстаиванию собственной точки зрения (ощущений, потребностей, интересов, желаний и мнений);

-учиться выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но  последовательно и логично;

- учиться формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.  Выбрать тему нового проекта, подвести итоги проекта;

-учиться пойти навстречу друг другу, найти компромисс и совместно прийти к решению; Хочу такой сайт

- учиться планировать свою деятельность.            

Как мы организовали «детский совет»?

 Во-первых, освободили развивающую предметно-пространственную среду: сделали уютный уголок, где можно доверительно общаться.

Родители каждому ребенку принесли подушки, чтобы детям было комфортно сидеть на полу.

Как работает «детский совет»?

 

«Детский совет» проходит утром - в начале образовательной деятельности и вечером - в завершении. Однозначно закрепленной структуры детского совета нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать

К таким смысловым частям можно отнести:

1. Приветствие. Дети приветствуют друг друга, говорят о том как приятно видеть своих друзей, что помогает  устанавливать дружественный, уважительный стиль отношения между детьми.

Приветствие может быть разным, стихи, потешки, песенки: «Какой чудесный день…», «Дружба крепкая», «Что такое доброта», «Улыбка».

2. Игра  ( хороводные «Колпачок»,  « Шел король по лесу»,

« У Маланьи, у старушки »…); Речевые игры( « Я знаю пять животных  России..», « Назови слово на звук «а», «Кузовок»..

3. Обмен новостями.

      Это очень важная часть. Как правило дети стремятся к общению со взрослыми. Большинство из них приходят в детский сад с огромным карманом новостей, которые переполняют ребенка и побуждают вступить в диалог.

      Очень важно педагогу внимательно выслушивать, понимать информационный посыл и правильно реагировать на него. На «детском совете» могут быть заданы такие вопросы:

- какое у вас настроение?

- у кого утро доброе?

- кто хочет поделиться новостями? (радостными и грустными);

-рассказать о  своих достижениях (Аня Ч. участвует в соревнованиях по танцам, приносит грамоты в группу, мы с детьми посматриваем выступления Ани на соревнованиях).

     Обмен новостями - эта часть, пожалуй, наиболее насыщена содержанием.

      Вся наша жизнь — обмен информацией о чувствах, представлениях, желаниях, планах. Как понять строй мыслей другого человека?

    Нужно, чтобы он говорил. Обмен новостями позволяет слышать друг друга, слышать разных людей, отличающихся не только по характеру, темпераменту, интересам, но и по способу выражения мысли, по темпу и стилю речи.

    В процессе беседы самым естественным образом формируются коммуникативные навыки, то, без чего нельзя успешно общаться и учиться: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать своё суждение. Мы чаще всего безуспешно учим этому детей на специальных занятиях, на придуманных взрослыми темах.

    В данном случае лёгкость и естественность высказываний обеспечиваются тем, что темы разговора выбираются самими детьми. В выборе информации они свободны, поэтому разговор становится открытым и искренним, что стимулирует участников к этому занятию.

4. Планирование дня.

       В течение этого этапа детского совета дети делятся информацией, обсуждая те вопросы и темы, которые являются важнее для детей. 

     Темы проектов возникали на утреннем сборе, Дети приносят журналы, энциклопедии, новые игры.

     Рождаются новые проект, которые предлагают сами дети: Никита предложил научить детей отбивать мяч, Аня прыгать на скакалке, Кирилл  принес опыт и показал детям, и т.д.

      «Детский совет» предоставляет возможность стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий. Тема выбрана.

      Выявление инициатив и образовательных запросов детей. Выявить инициативы и образовательные запросы детей поможет понимание того, что дети знают, а что хотят узнать ком ибо или чем-либо.

       В этом нам помогает «модель четырех вопросов», модификация «модели трех вопросов» Л.В. Свирской.

      Таким образом с помощью технологии детский совет, можно не только развивать эмоционально-волевую сферу детей, повышать их двигательную активность, способствовать сплочению детского коллектива ,но и сферу коммуникации. 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».