Профилактика социального сиротства и жестокого обращения с детьми

01.09.2022

Рекомендации по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними для педагогических работников и родителей.

05.09.2022

Жестокое обращение с детьми - действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

     Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Во исполнение Всеобщей декларации прав человека и Декларации прав ребенка необходимо принять все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.

Консультация для педагогов и специалистов.«Профилактика жестокого обращения с детьми»Рекомендации от педагога- психолога.

20.09.2022

Дети являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, и психическому, но также имеет тяжелые социальные последствия.

Выделяют 4 вида жестокого обращения с детьми:

1. физическое насилие;
 2. сексуальное насилие;

 3. психическое насилие;

 4. пренебрежение к интересам и нуждами ребёнка.

Физическое насилие над детьми – нанесение ребенку родителями (лицами, их заменяющими), либо ответственными за воспитание и другими лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие или лишают жизни.
 Физическое насилие включа
ет также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом). В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используются различные виды физического наказания – от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психологической травмой

Психологическое (эмоциональное) насилие над детьми- постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относится также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

 

          Виды психологического (эмоционального насилия):

·        обвинение в адрес ребенка (брань, крики);

·        принижение его успехов, унижение его достоинства;

·        отвержение ребенка;

·        длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

·        принуждение к одиночеству;

·        совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

·        похищение ребенка;

·        причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка

Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.
 Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой, находясь в зависимости от взрослого, и не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия.

Пренебрежение к интересам и нуждам ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц их заменяющих.

Экономическое насилие

Попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних и т.п.

Факторы риска, способствующие нарушению прав ребёнка:

- неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчима и мачехи;

-присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;

- безработица, финансовые трудности;

-постоянные супружеские конфликты;

- статус беженцев, вынужденных переселенцев;

- низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;

- нежеланный ребенок;

- умственные или физические недостатки ребенка;Хочу такой сайт

- "трудный" ребенок.  

Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога: 

- Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту.

-Не ухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка.

- Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми).

- Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания.

-Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле.

      

Арт-терапия с детьми-жертвами насилия

Арт-терапевтический подход – это менее травматичная для ребенка форма установления диалога. Проекция своих чувств на работу является менее травматичным действием вследствие символизации, отстраненности от травмирующего агента. Изобразительное творчество помогает восстановить чувство собственного достоинства и способствовать выражению подавленных чувств.

«Рисование по сырому листу»
 
Цель: Снятие напряжения, тактильная стимуляция, гармонизация эмоционального состояния, развитие воображения.
 
Материалы: Акварель, кисть, емкость с водой, губка.
 
Инструкция: Попросить ребенка намочить губкой лист бумаги и ставить на нем точки, рисовать линии, наблюдая, как растекаются краски.

«Водный салют»
 
Цель: Снятие напряжения, тактильная стимуляция, отреагирование эмоций, развитие воображения.
 
Материалы: акварель, кисть, раковина с водой.
 
Инструкция: попросить ребенка рисовать на воде, разглядывать получившиеся фигуры. Примечание: для ввода ребенка в занятие при работе с фобиями можно прочесть стихотворение:

Страшно очень – не беда,
 Пусть поможет мне вода.

 Краской крашу, отпускаю,

 Не боюсь и не скучаю.

«Мелки – наперегонки»
 
Цель: отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, физическая и эмоциональная стимуляция.
 
Материалы: мелки, лист картона.
 
Инструкция: Ребенок в разном темпе (медленно-быстро) делает штрихи на листе.

«Орнамент»
 
Цель: стабилизация психоэмоционального состояния, упорядочивание переживаний.
 
Материалы: картинки с орнаментами, материалы для изо- деятельности (краски, мелки, пластилин) бумага.
 
Инструкция: предложить ребенку рассмотреть предложенные орнаменты, а затем изобразить на основе полученных впечатлений все, что он захочет.
 Примечание: обратить особое внимание на то, какой из орнаментов ребенок выбирает (черно-белый, цветной, смешанный).
 

«Пластилин-силач»
 
Цель: отреагирование эмоций и агрессивных тенденций, снятие напряжения.
 
Материалы: пластилин, лист картона.
 
Инструкция: ребенок, открывая небольшие кусочки пластилина, размазывает их по листу, создавая тоненький слой, при желании может соскоблить его с листа с помощью ножечка для пластилина, что требует дополнительных физических и эмоциональных сил.

 

Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность по предупреждению жестокого обращения с детьми, оказанию помощи пострадавшим от жестокого обращения и насилия

07.02.2022

1. Конвенция о правах ребенка;

2. Конституция РФ;

3. Семейный кодекс Российской Федерации;

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

5. Уголовный кодекс Российской Федерации;

6. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» (с изменениями и дополнениями);

7. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

8. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изменениями и дополнениями);

9. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

10. Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

11. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).

19.09.2022

f20042f7-ce27-41ec-8576-a755477eee99.png

Просмотров всего: , сегодня:

19.09.2022

4 (3).jpg

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».